В этой статье мы разъясним, что закят – это обязательное предписание для мусульман, разъясним случаи, в которых наступает обязанность выплатить закят, значение слова «закят», а также расскажем о благах в мирской и вечной жизни, которые ожидают того, кто добросовестно выплачивал закят, о убытке и наказании, предназначенном для тех, кто выбрал ближнюю жизнь и пренебрегал этой обязанностью.

Аллах говорит в Священном Коране:

«Знайте же, о те, которые обольщаются земной жизнью, что эта жизнь – лишь бесполезная игра и забава, отвлекающая человека от того, что приносит ему пользу, и украшение, не возвышающее личного достоинства, и кичливое взаимное хвастовство преходящим знатным родством и истлевшими костями, и состязание в умножении имущества и детей. Это подобно дождю, благодаря которому росло растение, приводящее сеятелей в восхищение. Когда же оно начнёт поспевать, ты увидишь, что оно увядает и желтеет, а потом, через некоторое время, оно превратится в сухую раскрошенную солому, не приносящую никакой пользы. В будущей жизни уготовано мучительное наказание тому, кто выбрал земную жизнь, предпочтя её жизни будущей и не узнав её истинной цены. А тем, кто предпочитал будущую жизнь земной, будет прощение от Аллаха и Его благосклонность. Ведь земная жизнь – лишь преходящее, призрачное, ложное обольщение для тех, кто довольствовался только ею и не готовился к жизни будущей, совершая благочестивые деяния».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Три вещи последуют за погребальными носилками умершего: две вернутся, одна останется: его семья, его деяния и имущество. Два из них – семья и имущество – вернутся обратно, и он останется лишь со своими деяниями». Смысл этого хадиса заключается в повелении оставить эту мирскую жизнь и выбрать жизнь вечную, совершать в земной жизни такие деяния, которые принесут пользу в Ахирате. Выбрать жизнь вечную – это значит жить в соответствии с установленным Всевышним Аллахом порядком и примером Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветсвует. А закят – это одно из самых великих благодеяний для выбравшего жизнь вечную. Закят – это испытание Аллахом своих рабов в земной жизни: будут они из числа тех, кто выбрал земную жизнь или из числа тех, кто выбрал Ахират, будут они из числа совершавших благодеяния или будут оставившими их. Для начала разъясним значение слова «закят», слова ученых об этом. Шейх Вахба Зухайли – современный богослов из Сирии, профессор, доктор, автор книги «Фикхуль-Исламий ва адиллятух», в которой хорошо разъясняется позиция ученых 4-х мазхабов в вопросах Шариата, пишет:

«Слова «закят» в арабском языке имеет 5 значений: рост, увеличение, очищение, похвала, благочестие.

Имущество, которое должно выплачиваться в Шариате, Аллах назвал словом «закят», т.к. оно имеет вышеперечисленные значения.

«… давайте закят (очистительную милостыню) тому, кто его заслуживает…» – сказал Всевышний в Коране. (Сура 2, аят 43)

Поясняя значения «увеличение» и «очищение» Всевышний Аллах в повелительной форме, предписывая обязанность, говорит в Коране:

«Бери (о Пророк!) из имущества раскаявшихся милостыню, чтобы очистить их от грехов, очистить, увеличить и способствовать росту их имущества». (Сура 9, аят 103)

Таким образом, выплачивая закят, мы получаем пять вещей – рост, увеличение, очищение имущества, очищение тела, имана, семьи и хозяйства, похвалу и благочестие.

Теперь же перейдем к терминологическому значению слова «закят»:

Закят – это определенная обязательная часть в имуществе, выплачиваемая ради Аллаха ¬определенным в Коране группам в определенное время из определенного вида имущества.

Мудрость обязательности закята:

Различие между людьми в средствах к существованию, дарах, получении прибыли, наступлении несчастных случаев нуждается в исправлении.

Аллах говорит:

«Аллах предпочитает одних из вас другим в раздаче жизненного удела». (Сура 16, аят 71)

Является обязательным для богача выплачивать бедняку его обязательную долю. Не добровольно, не из-за своей милости к бедняку и не чтобы затем попрекать его этим, а по причине своей обязанности, согласно словам Всевышнего:

«Они выделяли определённую долю из своего достояния для нуждающихся: просящих и бедных, которые воздерживаются просить подаяние».

Итак, главной мудростью обязательности закята является выравнивание социального баланса между богатыми и бедными» (Сура 51, аят 19).

Первая мудрость:

Сохранение имущества. Посланник Аллаха сказал:

«Сохраняйте ваше имущество выплачивая закят, излечивайте ваших больных давая милостыню от его имени и приготовьте для бед дуа» (Табарани).

Самой надежной страховкой, самой высокой оградой и самой лучшей охраной для имущества является выплата закята! Если человека охватывает болезнь, то милостыня от его имени способствует его излечению, а дуа и милостыня отражают беды. Самой ценной из всех милостыней является закят – обязательная милостыня, которая ценнее добровольной милостыни в семьдесят раз. 1000 рублей, выплаченная в качестве закята, более ценна, чем 70 000 рублей, выплаченных в качестве добровольной милостыни.

Вторая мудрость:

Помощь бедным и нуждающимся. Закят становится подспорьем для тех, кто может трудиться, но не зарабатывает достаточно. Если человек не может работать, то закят становится причиной ограждения общества от такого социального недуга как нищета, а государства — от обременения и экономической слабости. Общество ответственно за поддержку и обеспечение неимущих.

В хадисе говорится: «Поистине Аллах сделал обязательным для богатых из мусульман в их имуществе выплачивать долю неимущим, которая покроет их нужду.

Не будут испытывать неимущие нужды в пропитании и одежде кроме как по причине невыплачивания богатыми доли из их имущества. Аллах спросит с них жестким спросом и накажет страшным наказанием».

Польза от выплаты закята в итоге возвращается к обладателям имущества, т. к. выплачивая его они вкладывают его в развитие и поддерживают покупательную способность бедных. Поэтому увеличение торговых операций способствует увеличению прибыли тех, кто выплатил закят.

Третья мудрость:

Очищение души от болезни скупости и жадности и приучение верующего к щедрости и великодушию. Всевышний Аллах не любит скупых людей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Щедр Сам и любит щедрость»

Четвертая мудрость:

Обязательность благодарности Аллаху за блага в виде имущества. Всевышний говорит в Коране:

«Если вы будете благодарны за милости, которые Я оказал вам, Я окажу вам ещё больше милости».

Если тот, кому Аллах даровал возможность заниматься торговлей, наделил золотом и серебром и другим имуществом, выплачивает закят – это и есть благодарность Всевышнему за оказанные блага, по причине которой Аллах еще больше увеличит Свои милости.

Выплата закята – это не добровольное действие, за которое полагается великая награда, выплата закята – это один из фарзов и 5 столпов Ислама, установленных в Священном Коране и Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и на котором сошлись ученые нашей Уммы.

«Выстаивайте молитву как положено, давайте закят (очистительную милостыню)» (Сура 2, аят 43).

«Бери (о Пророк!) из имущества раскаявшихся милостыню, чтобы очистить их от грехов, очистить, увеличить и способствовать росту их имущества» (Сура 9, аят 103).

«и отдавайте должную милостыню после уборки урожая» (Сура 6, аят 141)

Закяту в Коране посвящено еще много аятов. В 82 аятах выплата закята идет параллельно с выстаиванием молитвы.

В Пречистой Сунне также установлена обязанность закята, о которой говорится в хадисе о столпах Религии.

Также передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направил Муаза ибн Джабаля в Йемен и сказал ему: «Дай им знать, что Аллах вменил им в обязанность милостыню, которой берется у их богачей и отдается их беднякам»

Сошлись мусульмане во все времена на обязательности закята, сподвижники пришли к согласию в том, что тот, кто отрицает его обязательность, становится неверующим и выходит из Ислама. Если он живет в исламской стране, к нему применяются нормы для вероотступника, т.е. если он не отказывается от своих убеждений, то его должны казнить. У того же, кто не знал об обязательности закята ввиду своей новообращенности в Ислам или по причине проживания в отдаленной от людей местности, есть уважительная причина.

Для того, кто отвергает выплату закята, полагается наказание и в Вечной жизни, и в жизни земной. В Весной жизни наказанием станет Адский огонь согласно Словам Всевышнего:

«О вы, которые уверовали, знайте, что многие из иудейских раввинов и христианских монахов неправедным путём овладевают имуществом людей и, пользуясь доверием людей к ним и тем, что люди слушают их советы и наставления, стараются уклонить их от истинной религии – ислама. Предупреди (о Мухаммад!) тех, которые накапливают золото и серебро, сберегая их и не давая очищения (закят), о мучительном наказании! В Судный день это накопленное имущество будет раскалено в огне ада и им будут заклеймены лбы, бока и спины их владельцев и будет им сказано с упрёком: «Это – то, что вы накопили для самих себя, не давая за это очистительную милостыню. Испробуйте сегодня мучительное наказание!» (Сура 9, аяты — 34-35).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Тот, кому Аллах даровал имущество, с которого полагается выплата закята, но он не осуществлял ее, для того Аллах впустит в его могилу змею с огромными зубами, которая будет его кусать до Судного Дня, охватывать большим ртом, приговаривая: «Я твое имущество, я твое сокровище». Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал аят:

«Пусть не думают те, которые скупятся на милостыню и добрые дела из благ и имущества, дарованных им Аллахом, что это – лучше для них. Нет, это – хуже для них! Им будет великое наказание в День воскресения! То, что берегли они по скупости, в День воскресения будет ошейником на их шее и будет гнести их. Аллаху Всевышнему принадлежит всё то, что на небесах и на земле. Он Всеведущ и знает всё, что вы делаете, и накажет вас за это!» (Сура 3, аят 180).

В еще одном хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит нам:

«Для обладателя золота и серебра, не выплачивающего полагающийся с них закят, в Судный День его золото и серебро обернется для него огненными плитами, которые будут раскалены Адским огнем и которыми будут прижигать его лоб, бока и спину. Каждый раз, когда они будут остывать, их будут снова нагревать Адским огнем. И так на протяжении всего Судного Дня, который будет продолжаться 50 000 лет, пока не будет осуществлен Божий Суд над людьми, после чего каждому будет указана его дорога: для кого в Рай, а для кого в Ад»

Очень много устрашающих сообщений приводится для невыплачивающего закят. А также он лишается пяти вышеназванных достоинств: очищения, роста и увеличения имущества, похвалы со стороны Аллаха и благочестия. В земной же жизни для него также полагается наказание. Всевышний Аллах возложил обязанность на правителя с помощью силы изъять у него закят, а вместе с ним и половину его имущества. Это говорит Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. К примеру, у торговца, отказывающегося платить закят, правитель изымает и причитающийся с него закят, и половину его товара, чтобы распределить его между бедняками.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто выплачивал закят, будет обещанная ему награда; у того же, кто отказывался выплачивать закят, поистине мы силой изымем закят, а также половину его верблюдов! И это Воля Аллаха» (Ахмад, Насаи, Абу Дауд).

По аналогии с верблюдами должно изыматься любое другое имущество, с которого полагается закят. Это наказание в земной жизни, для того, кто хоть и признает обязательность закята, но сам отказывается его выплачивать. Что касается того, кто вообще отрицает обязательность закята, то такой человек становится неверующим и к нему применяется наказания для вероотступника.

Данному вопросу посвящено много других изречений Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Али бин Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, передал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Поистине Аллах сделал обязательным для богатых из мусульман в их имуществе выплачивать бедным из мусульман достаточную для них долю. Знайте же, что поистине Аллах спросит страшным спросом и приготовит для них тяжелое наказание» (Табарани)

Мусульманин должен быть щепетильным и очень осторожным в этом вопросе.

От Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, передается: «Как же велико наказание для богачей из-за бедняков. Бедняки скажут: «Господь наш! Они притесняли нас не дав нам полагающуюся нам долю, выплачивать которую Ты сделал для них обязательным». Аллах ответит им: «Клянусь Своей Славой и Величием, что приближу вас к Раю и введу вас в него, а неплативших закят введу в Ад. И затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал аят:

«И те, на имущество которых возложено определенное обязательство» (Сура 70, аят 24)

Эта часть имущества, которую обязательно выплачивать вне зависимости от того, просят ее или нет.

От Абдуллы ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, передается: «Однажды мы были возле Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: «Каково бы вам было если бы среди вас распространились пять вещей? Я прибегаю к защите Аллаха от того, чтобы эти вещи распространились среди вас. Не распространится совершение прелюбодеяния кроме как появятся болезни, которых не было во времена ваших отцов; не прекратится выплата закята кроме как Аллах остановит дождь с небес. И прекратился бы дождь если бы не животные; не распространится обвешивание кроме как Аллах пошлет беды, которые будут продолжаться годами, повысятся цены на товары и поставит над ними жестокого правителя; и не будут судить мужи не по Шариату кроме как Аллах поставит над их имуществом их врагов, которые будут отбирать его у них; люди не оставят Книгу Аллаха и Сунну Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, без практического воплощения кроме как Аллах посеет вражду между ними».

Это пять вещей, от наступления которых Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, искал защиты у Аллаха. Сегодня мы являемся свидетелями этих пяти вещей. Мусульманин должен остерегаться их, и одно из них – это невыплачивание закята.

ЭТИКА ВЫПЛАТЫ ЗАКЯТА

1. Благодарность Аллаху за дарованные блага. Нужно проявлять радость, когда наступает момент выплаты закята, т.к. дарование имущества, с которого полагается выплатить закят – это великое благо от Аллаха, ведь многие люди не могут позволить себе приобрести одежду и еду

2. Поклонение делится на два вида – поклонение телом и поклонение имуществом. Поклонение телом как благодарность Аллаху за дарованные блага – это молитва и пост, а поклонение имуществом проявляется в выплате закята и даче милостыни. Если выплата закята осуществляется в знак благодарности за дарованные блага, то ее необходимо проводить определенным в Коране категориям людей по установленному порядку, а не как заблагорассудится.

3. При даче желательной или добровольной милостыни предпочтительнее дать ее скрыто от людей, во избежание показухи, при выплате же закята ученые говорят, что более ценно сделать это открыто, дабы люди не подумали, что закят не выплачивают.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самая ценная милостыня – это та, которая дается бедному скрыто». В другом хадисе говорится: «Скрытая милостыня гасит Гнев Аллаха». Также сказано, что семеро укроются в тени Арша Аллаха, в тот день, когда не будет никакой другой тени. Один из этих семерых – это тот, кто давал милостыню так, чтобы правая рука не ведала, что творит левая, т.е. скрыто

НЕОБХОДИМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПЛАЧИВАЮЩЕМУ ЗАКЯТ:

1. Намерение на выплату закята. Дача добровольной милостыни не освобождает от выплаты закята. По истечении года имущество пересчитывается, определяется сумма закята и выплачивается с намерением именно выплаты закята. Желательным является уточнить с какого имущества выплачивается закят. Это то, что касается выплачивающего закят самостоятельно. Если же закят выплачивается с имущества несовершеннолетнего, то намерение за него делает его опекун. Или же если закят насильно взимается с имущества отказывающегося платить закят, то это намерение делает правитель, который его насильно взимает. Также дозволяется уполномочить другого сделать намерение и выплатить закят или сделать намерение, а потом уполномочить другого выплатить его

2. Немедленная выплата закята по истечении года. Откладывание хотя бы на один день после истечения года является запретным.

3. Запрещается выплачивать закят не с того имущества, с которого стало обязательным его выплатить, т.е. самовольно изменять объект закята. К примеру, нельзя выплачивать закят с животных деньгами, или с урожая серебром. С животных закят выплачивается животными, с урожая – частью урожая, однако с золота и серебра закят можно выплатить бумажными деньгами.

4. По шафиитскому мазхабу запрещается выплачивать закят в чужой местности т.к. взоры бедняков в своей местности направлены на него. Если в собственной местности есть бедняки, которые нуждаются и которым полагается выплачивать закят, то он не выплачивается в чужой местности согласно мнению имама аш-Шафии, да будет доволен им Аллах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил этот момент в своем хадисе повелев взимать закят с ИХ богачей и выплачивать его ИХ беднякам. На этом пророческом повелении и основывается мнение имама аш-Шафии, да помилует его Аллах. Исключением является неотложная необходимость выплатить закят в чужой местности, например, если в чужой местности проживает нуждающийся родственник или очень бедный человек, то дозволяется осуществить выплату закята в чужой местности. Причина дозволенности в этих случаях заключается в том, что в данном вопросе среди ученых имеются разногласия, а разногласия ученых – это Милость Аллаха. Последовавший за мнением любого из ученых не ошибется. Имам аш-Шафии запретил выплачивать закят в чужой местности, однако имам Абу Ханифа, да помилует их Аллах, посчитал это действие дозволенным. Но согласно мнению имама Абу Ханифы лучше выплатить в своей местности, если там имеются нуждающиеся. А если в чужой местности проживает родственник или очень бедный человек, то имам Абу Ханифа посчитал более предпочтительным выплатить закят в чужой местности.

Ради облегчения в религии дозволяется, давать заключения в этих вопросах по ханфитскому мазхабу. Именно поэтому богословы в наших краях дозволяют, к примеру выплачивать закятуль фитр троим лицам, не смотря на то что по шафиитскому мазхабу мы должный выплачивать закят троим лицам из 4 имеющихся в Ингушетии категорий лиц, которым полагается выплачивать закят: бедные люди, нищие люди, путники и должники.

Выплата закята лицам не из этих категорий делает закят недействительным. Однако ученые разошлись во мнениях нужно ли охватить при выплате закята все вышеупомянутые категории. Имам Шафии и ученые его мазхаба считают, что необходимо при выплате закята охватить все вышеупомянутые категории в данном населенном пункте, и самое минимальное — это три человека. Но имам Абу Ханифа дозволяет выплатить в чужой местности, только одной категории и даже одному человеку.

Кто является нищим человеком? Это тот, кто не имеет возможности работать и обеспечить необходимым себя и свою семью. Например, ему необходимо 3.000 рублей, но он получает 1-1,5 тыс. руб.

Бедный человек — это тот, кому необходимо 3.000 руб., но он зарабатывает только 2 тыс. рублей. Им полагается закят.

Должник — это тот, кто обременен долгом, но не по причине каких-либо запретных действий, например купив алкоголь, сигареты или проиграв в азартные игры.

Путник — тот, кто вознамерился отправиться в дозволенное Шариатом путешествие, однако средства не позволяют ему совершить его. Например совершить Хадж. Такому человеку полагается закят. Или, к примеру, человек отстал от своих спутников и не может продолжить свой путь. Ему полагается закят.

При выплате закята нужно выбирать самую лучшую и чистую часть из своего имущества, будь то урожай, скот и т. д. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Чист и принимает только чистое». Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:

«О вы, верующие! Расходуйте лучшее из того, что вы зарабатываете, или из того, что дарует вам земля. Не жертвуйте того, от чего бы вы отказались сами, если бы вам это предложили; а если бы и взяли, то только закрыв глаза. Знайте, что Аллах богат, и Ему не нужны ваши неискренние благодеяния. Он достоин славы за то, что направляет вас к благодеяниям и благочестию. (Сура2, аят 267).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Иногда один дирхам будет более ценным, чем 100 тысяч дирхамов». Смысл этого хадиса заключается в том, что тот, кто выплатил один дирхам из самого лучшего, что у него есть, в качестве закята, будет лучше того, кто выплатил 100 тысяч дирхамов из худшего имущества.

Всевышний Аллах также говорит:

«О верующие! Вы никогда не достигнете благочестия, к которому стремитесь и которым Аллах Всевышний будет доволен, пока не будете расходовать ради Аллаха из того, чем вы дорожите и любите. И чтобы вы не издержали из благ своих, Аллах знает об этом. Ведь Он Всеведущ, знает обо всём, что на земле и в небесах!»

Сподвижник Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по имени Абу Талха, услышав этот аят, сказал: «О Посланник Аллаха! Самым любимым мне имуществом является финиковый сад «Байрухаъ». Я даю его тебе, чтобы ты отдал его туда, куда посчитаешь нужным». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты совершил выгодную сделку»

5. Верующий, выплатив закят, не должен постоянно говорить об этом. Всевышний Аллах говорит:

«О верующие! Не теряйте награду Аллаха за ваши благодеяния, сопровождая их попрёками или обидой и показывая людям, что вы оказываете благодеяния нуждающимся; иначе вы уподобитесь тем, которые тратят своё имущество ради славы или похвал от людей, не веря в Аллаха и в Судный день. Лицемер, который таким образом оказывает помощь, подобен гладкой скале, покрытой землёй, на которую обрушился ливень и смыл землю, оставив скалу голой. Как ливень смывает с гладкой скалы плодородную землю, попрёки, обида и лицемерие стирают награждение Аллаха за такую милостыню. Бесплодными будут такие деяния и не будет награды за них. Это – качества, присущие язычникам. Отклонитесь от этих качеств. Аллах не ведёт неверных по прямому пути к благу». (Сура 2, аят 264)

ВИДЫ ИМУЩЕСТВА, С КОТОРОГО ПОЛАГАЕТСЯ ВЫПЛАЧИВАТЬ ЗАКЯТ:

1.Золото, серебро и бумажные деньги.

На то, что золото и серебро облагаются закятом, указывают Коран, Сунна и единогласное мнение ученых. В Коране говорится:

«О вы, которые уверовали, знайте, что многие из иудейских раввинов и христианских монахов неправедным путём овладевают имуществом людей и, пользуясь доверием людей к ним и тем, что люди слушают их советы и наставления, стараются уклонить их от истинной религии – ислама. Предупреди (о Мухаммад!) тех, которые накапливают золото и серебро, сберегая их и не давая очищения (закят), о мучительном наказании!» (Сура 9, аят 34)

Также на обязательность закята с золота и серебра указывает хадис о змее в могиле, который мы привели ранее.

Золотые деньги, золотая посуда, а также золотые украшения, кроме тех, что Аллах разрешил носить — вся эта продукция из золота облагается закятом.

Условием обязательности закята с денег, золота и серебра является достижение уровня нисаба — минимума, с которого полагается выплатить закят. Для золота это — 85 гр, для серебра — 595 гр. При наличии в течении года 85 гр. золота или 595 гр. серебра необходимо выплатить закят в сумме 2,5 %. Некоторые полагают, что закят на бумажные деньги не распространяется, сравнивая деньги с потерянным имуществом или невозвращенным долгом. Однако истина в том, что с денег обязательно выплачивать закят, т. к. бумажные деньги сегодня стали инструментом всех расчетов, золото и серебро вышли из обихода как инструменты взаимных расчетов. Приводимая аналогия денег с потерянным имуществом и невозвращенным долгом является неверным , так как из денег можноизвлечь пользу в отличие от потерянного имущества и невозвращенного долга.Закят золота был установлен по той причине,что оно было инструментом всех расчетов.На сегодняшний день эту функцию золота выполняют бумажные деньги. Вопрос об обязательности или необязательности закята с бумажных денег является актуальным для нашего края. Об обязательности закята с денег говорят такие ученые ,как М.С.Бути, М.Хаджар, М.Буга, В.Зухайли, Али Джумъа, другие ученые Азхара и Сирии. В книге «Фикхуль Исламий ва адиллятух» шейх доктор В.Зухайли говорит, перечисляя виды имущества, с которого обязателен закят : «Система бумажных денег появилась в наше время , поэтому о ней ничего не сказано правоведами ушедших веков. Свободное обращение золота и серебра исчезло только после Первой мировой войны , около ста лет назад. Современные правоведы исследовали этот вопрос о закяте с бумажных денег . Большинство ученых ханафитского , маликитского и шафиитского мазхабов сошлись на мнении об обязательности закята с бумажных денег. Бумажные деньги стали средством обмена во всех торговых отношениях. Исключением являются ученые ханбалитского мазхаба ,которые считают бумажные деньги аналогичными потерянному долгу , поэтому закят с них не причитается. Однако, это мнение не признано большинством ученых. Закят выплачивается именно с тех денег ,которые хранятся в запасе и их сумма достигла стоимости 595 г серебра. На 19 июля 2014 г. это около 14 тысяч рублей. Если 14 тысяч хранятся целый лунный год (355 дней ), не уменьшаясь, то к концу с них выплачивается закят в 2,5 % от суммы- 350 рублей. 350 рублей – это небольшие деньги, однако, выплатив их мусульманин получит пять достоинств: рост, увеличение и очищение имущества, похвалу от Аллаха и благочестие. Также эти 350 рублей будут ценнее,чем 24500 рублей, отданных в качестве добровольной милостыни.

2. Животные

К этим животным относятся верблюды, коровы и овцы. Коз упоминают вместе с овцами. Доказательством обязательности выплаты закята с этих животных является следующее: Анас б.инМалик (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды Абу Бакр (рда будет доволен им Аллах) написал ему письмо и отправил в Бахрейн. В начале письма он писал: «Бисмилляхир рахманир рахим. Это то, что Посланник Аллаха сделал мусульманам фардом. Давайте (закят) желающим, но по надобности. Если же кто-нибудь попросит большее, то не давайте ему».

Это длинное письмо и в продолжении упоминаются виды материальных средств, облагаемых налогом, поясняется нисаб и какое количество закята необходимо взимать.

3. Сельскохозяйственные продукты и овощи

Закятом облагается та часть сельскохозяйственных продуктов и овощей, которую население сумело сохранить в нормальных условиях, и теперь используют для питания. Сюда относятся свежие финики и свежий виноград, пшеница, овес, рис, чечевица, горох и кукуруза. Только в годы засухи и бедствий, когда население использует для повседневного питания сельскохозяйственные продукты, они не рассматриваются в качестве закята.

В Коране Аллах повелевает: «и отдавайте должную милостыню после уборки урожая» (Сура 6, аят 141)

По мнению ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), под словом «должную» нужно понимать как «выплачивайте закят».

«О вы, кто верует! Благотворите лучшим из добра, что вы приобрели, иль из того, что из земли»

То, что этот аят имеет прямое отношение к нашей теме, доказывает следующий хадис: «Производятся такие же расчеты, как для фиников. При выплате закята с фиников отдают сушеными финиками». Отправляя Абу Мусу аль-Ашари и Муаза бин Джабаля (да будет доволен ими Аллах) в Йемен для обучения людей, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел им следующее:

«Закят взимайте только с овса, пшеницы, с сушеного винограда и с сушеных фиников!»

Кроме того, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что с огурцов, дынь и с гранатов закят не выплачивают. Слово «аль-кадиб» означает молодое растение, которое употребляют в пищу. Сельскохозяйственные продукты, используемые для питания, сравнивают с овсом и пшеницей, так как хранение продуктов питания – это очень важный акт для жизни. И именно поэтому выделение некоторой части

этих продуктов нуждающимся лицам является ваджибом.

4. Торговые товары.

Здесь имеется в виду товары, которые используют для купли-продажи. Товары, которые используют для купли-продажи, не ограничиваются одним видом. Все товары, которые используют для купли-продажи, называются торговыми товарами. В Коране повелевается:

«О вы, кто верует! Благотворите лучшим из добра, что вы приобрели, иль из того, что из земли Мы милостью Своей для вас изводим»

Известный комментатор Корана Муджахид говорил: «Этот аят был ниспослан по поводу торговли». Следовательно, этот аят нужно понимать следующим образом: «Выплачивайте закят из товаров, которые вы приобрели путем торговли!» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Верблюды, коровы, овцы и ткани облагаются закятом».

Слово «аль-баз», употребленное в этом хадисе переводится как «ткани, приготовленные для продажи». Все материальные средства, приготовленные для торговли, сравниваются с этим.

Самура бин Джундуб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказывал нам выплачивать закят с товаров, которые мы приготовили для торговли».

Условия, при наличии которых выплата закята с торговых товаров становится ваджибом:

Чтобы материальные средства, имеющиеся на руках, были отнесены к разряду торговых товаров, после чего выплата закята с них была бы ваджибом, они должны отвечать следующим условиям:

1. Это должны быть средства, которые были приобретены путем купли-продажи, взяты в качестве арендной платы, получены как «махр» и т. п. Средства, которые были оставлены в наследство, благодаря завещанию или же в качества подарка, не считаются торговыми товарами.

2. Начиная с момента обладания товарами, должно быть сделано намерение совершить куплю-продажу и эта цель должна остаться неизменной. Если же после приобретения каких-либо средств у человека нет никаких намерений совершить торговую сделку, то эти средства не могут считаться торговыми товарами. И если даже намерение было сделано не в момент приобретения в собственность, а позже, в любом случае эти средства не

считаются торговыми товарами. Таким же образом не облагаются закятом средства, которые первоначально были приобретены с целью торговли или с целью последующей перепродажи, но затем намерение было изменено и решено было оставить их себе.

Многие ищут разные причины, из-за выплаты налогов, приостановления торговли, малого дохода, банкротства. Все это наущения шайтана и от этим ты не спасешься. Даже если ты обременен долгами, с тебя обязателен закят с товара, так как долг под твоей личной ответственностью, а закят с товара — это фарз. И это не освобождает тебя от выплаты закята по мнению имама аш-Шафии. К примеру твой долг составляет 1 млн руб, а доход с твоего товара лишь 100 тыс руб, тем не менее ты обязан выплатить с них 2500 руб. Следовательно другая нагрузка, другой случай тебя так же не освобождает от этого.