2NsAbeQu-F4

Как известно, одним из фундаментальных вопросов, в которых сунниты (ашъариты и матуридиты) расходятся с людьми нововведений в лице последователей Мухаммада ибн Абдул-Ваххаба (да помилует его Аллах), является вопрос буквального и аллегорического толкования некоторых священных текстов. Это вопрос, на основе которого сунниты обвиняют ваххабитов в уподоблении Аллаха творениям, а ваххабиты обвиняют суннитов в лице ашъаритов и матуридитов в неприятии некоторых, как им кажется, Качеств Аллаха. Истина заключается в том, что праведные предшественники не толковали отдельные аяты Корана никаким образом – ни аллегорически, ни тем более буквально, они принимали эти аяты и верили, что это Речь Аллаха. Однако впоследствии, с расширением границ халифата, когда стали тесными связи мусульманских ученых с интеллигенцией Византии, Персии и других цивилизаций, в ходе богословских диспутов назрела необходимость толкований некоторых аятов Корана. К примеру, христианские священники задавали мусульманам следующий вопрос: “Если в Корана нет противоречий, то почему в одном аяте говорится, что нет ничего подобного Аллаху, а в других аятах говорится, что у него есть глаза, лик, голень, стопа, руки?” Поэтому мусульманские ученые, чтобы отвести тень сомнений в том, что в Коране нет каких-либо противоречий, вынуждены были аллегорически, т.е. в переносном смысле толковать аяты Корана, буквальный смысл которых указывал на наличие у Аллаха органов и его подобие творениям. Так, словосочетание “йаду Ллахи” при буквальном переводе с арабского означает “Рука Аллаха”. Однако у слова “йад” помимо значения “рука” имеется еще много других значений. Мусульманские ученые при вынужденном толковании слова “йад” использовали более подходящее из всех возможных вариантов значение “Могущество”, т.е. “Йаду Ллахи” – это “Могущество Аллаха”. В этом и заключается позиция суннитов в лице ашъаритов и матуридитов в этом вопросе. Но при этом они подчеркивали, что это вынужденная мера и является более предпочтительным никак – ни буквально, ни аллегорически – не толковать подобные аяты, а просто принимать их и верить, что это Речь Аллаха. Чуть более 200 лет назад появилась секта “Ваххабийа”, которая начала утверждать, что позиция праведных предшественников заключалась в том, что они отвергали аллегорию при толковании Корана и все аяты толковали буквально. Чтобы опровергнуть это утверждение мы начинаем публикацию серии аллегорических толкований от праведных предшественников. Поистине, Всевышний Аллах обучил нас аллегорическому толкованию или отсутствию подразумевания буквального смысла в Священном Коране. Аллах говорит в 67-м аяте суры “Тавба”: “Они забыли Аллаха и Аллах забыл их”, а также в 14-м аяте суры “Саджда”: “Поистине, Мы забыли вас”. Эти аяты не указывают на то, что Аллаху присуще такое качество как забывчивость, хотя в Коране и использовано слово “нусъян”, буквальный смысл которого означает “забывчивость”. Не дозволяется нам говорить: “У Аллаха есть забывчивость, но она не такая, как наша забывчивость”, и это потому, что в 64-м аяте суры “Марьям” Аллах говорит: “И не является твой Господь забывающим”. Непозволительно для разумеющееся человека говорить после этого: “Он забыл, но не так, как мы забываем” или “Аллах сидит, но не так, как мы сидим”, или “Аллах на небесах и нет ничего подобного ему” как будто мы говорим “Он Слышащий, но не так как мы слышим”, “Он Всевидящий, но не так как мы видим”. Мы верим, что у Аллаха есть качество “Слышание”, но мы не приписываем ему средства слышания, то есть уши, мы описываем наличие такого качества как “Слышание ” у Аллаха без приписывания ему средств слышания и оставили знание о сущности этого качества Всевышнему Аллаху после того, как уверовали в качество “Слышания”, потому как творение не может познать качество Творца. Сиденье и движение, напротив, не может быть описано ничем, что можно было бы отрицать, а затем предоставить знание об истинном значении и сущности этого качества Всевышнему Аллаху. Шейх Харрани описал качеством движения своего Господа, сказав, что под этим понимается перемещение с одного места на другое. Если ты после того, как установил подобные качества у Аллаха, начнешь отрицать перемещение, не считая его движением, то вся эта речь становится несостоятельной и налицо взаимное противоречие, потому что уже не остается ничего, что допускало бы возможность наличия такого качества как движение, в отличие от слышания и видения.

Продолжение следует…