Как всем нам известно, одной из проблем мусульман Ингушетии является звучание азанов по разному расписанию. Эта проблема не является уникальной для Ингушетии, смута по данному вопросу поднималась и в других местах компактного проживания мусульман в мире, это один из инструментов для внесения раскола среди верующих. 

 

  Согласно Сунне, время утренней молитвы начинается с правдивым рассветом и продолжается до восхода солнца; время полуденной молитвы начинается сразу после зенита; время послеполуденной – когда размер тени от предмета становится равным размеру его самого + размер тени от предмета во время зенита; время вечерней молитвы наступает с закатом солнца, а время ночной – с исчезновением красной зари.
  Приведу сравнительную таблицу расписаний молитв:
02:47|02:42|02:05|02:20|02:11|02:25|02:25|02:51|03:15
04:23|04:31|04:31|04:31|04:31|04:31|04:31|04:31|04:31
12:20|12:03|11:58|11:58|11:58|11:58|11:58|11:58|11:58
16:00|16:00|16:00|16:00|16:00|16:00|16:00|16:00|16:00
19:40|19:26|19:25|19:25|19:25|19:25|19:25|19:25|19:25
21:10|21:06|21:31|20:55|21:26|21:22|21:31|21:05|20:41
  1-й столбец – это расписание, единогласно принятое в 2000 г. на совещании ученых-богословов, в т.ч. при активном участии  некоторых из нынешних идеологов ваххабизма, и утвержденное имамом мусульман Ингушетии;
  2-й столбец – это расписание, появившееся несколько лет назад для очередного раскола среди верующих мусульман Ингушетии;
  3-й столбец – это показания компьютерной программы в соответствии с методикой расчета Исламского религиозного совета Сингапура;
  4-й столбец –  это показания компьютерной программы в соответствии с методикой расчета Университета “Умм аль-Кура” г.Мекка;
  5-й столбец –  это показания компьютерной программы в соответствии с методикой расчета Генерального управления топографических исследований Египта;
  6-й столбец – это показания компьютерной программы в соответствии с методикой расчета Всемирной мусульманской лиги;
  7-й столбец – это показания компьютерной программы в соответствии с методикой расчета Университета исламских наук г.Карачи;
  8-й столбец – это показания компьютерной программы в соответствии с методикой расчета Исламского общества Северной Америки;
  9-й столбец –  это показания компьютерной программы в соответствии с методикой расчета Союза исламских организаций Франции.

  Как мы видим, различия между ними есть. К чему приведет то, что каждый будет провозглашать азан в соответствии с тем из их этих 9-ти расписаний, которое лично ему кажется наиболее правильным? Это приведет к хаосу и полной неразберихе, во всех мусульманских странах подобное пресекают и только в Ингушетии царит эта порочная практика. Справедливости ради стоит отметить, что главой республики высказывались замечания по этому поводу, однако дальше слов дело не пошло.

   Три широко известных универсальных правила Шариата, выведенных из Корана и Сунны, гласят: 

1. “Отведение вреда предпочтительнее приобретения пользы”.

2. “Из двух зол выбирают меньшее”.

3. “Постановление правителя устраняет разногласие”. 

    Даже если допустить, что провозглашение азанов в соответствии с официальным расписанием, утвержденным имамом мусульман Ингушетии, муфтием республики Исой Хамхоевым, будет приводить к тому, что самые ценные времена для выполнения молитв будут упущены (а это вовсе не так), то даже в этом случае, согласно Шариату, отведение вреда в виде раскола среди мусульман предпочтительнее пользы в виде выполнения молитвы в самое ценное время.

  Самое ценное время для выполнения  молитвы (“вакт аль-фадийля”), согласно шафиитскому мазхабу, составляет примерно 30 минут после начала времени для каждой из молитв.  Таким образом, мы констатируем тот факт, что официальное расписание идет в полном соответствии с расписанием самых ценных времен для выполнения молитв и нет никакой другой цели у распространителей нового расписания, кроме как очередного внесения раскола в рядах верующих.

   Кто должен решать эту проблему? Конечно же органы государственной власти и местного самоуправления! Они имеют все полномочия для того, чтобы на законодательном уровне, с применением административного ресурса урегулировать данный вопрос.

  Конечно, официальное расписание, принятое на основе многолетних наблюдений, нуждается в некотором уточнении, однако подобные вопросы, к сожалению, не решаются взмахом волшебной палочки или простыми  манипуляциями с компьютерными программами, здесь необходимо тщательное наблюдение за изменениями времен суток, тем более в горной местности, так как к такой местности в случае с вечерней молитвой Шариат предъявляет дополнительное условие того, чтобы лучи солнца исчезли с самой высокой вершины. 

Имам аль-Хатыб аш-Ширбини говорит в книге “Мугни аль-Мухтадж”:

(وَالْمَغْرِبُ يَدْخُلُ وَقْتُهَا (بِالْغُرُوبِ) لِخَبَرِ جِبْرِيلَ: سُمِّيَتْ بِذَلِكَ لِكَوْنِهَا تُفْعَلُ عَقِبَ الْغُرُوبِ،… ، وَيُعْرَفُ الْغُرُوبُ فِي الْعُمْرَانِ بِزَوَالِ الشُّعَاعِ عَنْ أَعْلَى الْحِيطَانِ وَفِي الْجِبَالِ عَنْ أَعْلَاهَا وَإِقْبَالِ الظَّلَامِ مِنْ الْمَشْرِقِ 

  “Время предвечерней молитвы (магриб)  наступает с заходом солнца из слов Джибриля, эту молитву называют так потому, что её совершают после захода солнца… в городе время захода узнается посредством исчезновения лучей с самой высокой стены или с самой высокой горы в горной местности и наступлением темноты со стороны востока”. 

  Говорит имам Шамсуддин ар-Рамли в основолагающей книге по шафиитскому мазхабу “Нихаят аль-Мухтадж”:

وَالْمَغْرِبُ) يَدْخُلُ وَقْتُهَا (بِالْغُرُوبِ) لِخَبَرِ جِبْرِيلَ: سُمِّيَتْ بِذَلِكَ لِكَوْنِهَا تُفْعَلُ عَقِبَ الْغُرُوبِ،… 

 وَيُعْرَفُ الْغُرُوبُ فِي الْعُمْرَانِ بِزَوَالِ الشُّعَاعِ عَنْ أَعْلَى الْحِيطَانِ وَفِي الْجِبَالِ عَنْ أَعْلَاهَا وَإِقْبَالِ الظَّلَامِ مِنْ الْمَشْرِقِ

  “Время предвечерней молитвы (магриб)  наступает с заходом солнца из слов Джибриля, эту молитву называют так потому, что её совершают после захода солнца… в городе время захода узнается посредством исчезновения лучей с самой высокой стены или с самой высокой горы в горах и наступлением темноты со стороны востока”. 

  Имам ибн Хаджар аль-Хайтами говорит в основополагающей книге по мазхабу имама аш-Шафии “Тухфат аль-Мухтадж”:

  [وَالْمَغْرِبُ) يَدْخُلُ وَقْتُهُ (بِالْغُرُوبِ) أَيْ غَيْبُوبَةِ جَمِيعِ قُرْصِ الشَّمْسِ وَإِنْ بَقِيَ الشُّعَاعُ وَيُعْرَفُ فِي الْعُمْرَانِ، وَالصَّحَارِي الَّتِي بِهَا جِبَالٌ بِزَوَالِ الشُّعَاعِ مِنْ أَعَالِي الْحِيطَانِ، وَالْجِبَالِ مِنْ غَرْبٍ بَعْدُ] 

  “Время предвечерней молитвы (магриб)  наступает с заходом солнца, т.е. С исчезновением всего солнечного диска, даже если остаются лучи. В городе же и в пустыне с горами время захода узнается посредством исчезновения лучей с самой высокой стены или с самой высокой горы после захода солнца”. 

  Имам аш-Ширвани говорит в субкомментарии к этим словам:

 [أَيْ: وَيَكْفِي فِي غَيْرِهِمَا تَكَامُلُ سُقُوطِ الْقُرْصِ فَقَطْ شَيْخُنَا] 

“В других же местах достаточно просто полного захода солнечного диска”. 

   К тому же необходимо привести показания во всех районах Ингушетии к некоему общему знаменателю, чтобы расписание было единым для всей республики.

 Утвердить и распространить расписание – это значит взять на себя ответственность за своевременное выполнение молитв и соблюдение постов сотнями тысяч мусульман.