В последнее время участились нападки на Духовный центр мусульман Республики Ингушетия как на сам институт, что говорит о невежестве в крайней степени тех, кто эти нападки осуществляет. Так, в одной из статей ее автор, пытаясь умничать не в меру своих способностей, легким росчерком пера постановил, что муфтият — это «один из опорных столпов многовековой российской политики в мусульманских регионах, который власти сохранили даже в советские годы под плотным контролем КГБ». Также и в других публикациях нас пытаются убедить в том, что наличие духовных центров у мусульман, как бы они не назывались, является продуктом имперской политики России и в частности Екатерины II, а не требованием Шариата. Из этого утверждения вытекает, что Ислам побуждает к анархизму, нигилизму и вседозволенности, а вовсе не к наличию дисциплины, порядка и единого командования на всех уровнях общества, хотя последнее вытекает из многочисленных священных текстов. Перечислим некоторые из них для общего представления:
1. Об обязательности наличия командования на всех уровнях и во всех ячейках общества, начиная от маленькой группы путешественников и заканчивая государством: «Если трое отправятся в путь, пусть назначат одного из них амиром».
2. Об обязательности подчинения такому командованию: «Кто подчиняется мне — тот подчиняется Аллаху. Кто проявляет ослушание мне — тот проявляет ослушание Аллаху. Кто подчиняется моему амиру — тот подчиняется мне. Кто проявляет ослушание моему амиру — тот проявляет ослушание мне».
3. О запретности подчинения ему в запретном: » Нет послушания творению в ослушании Творца».
4. О двоевластии: «Кто присягнул на верность правителю и дал ему свою руку и сердце, пусть повинуется ему, пока может. А если кто-то станет вести с ним тяжбу за власть, то отрубите ему голову».
5. О том, что не является условием подчинения командованию наличие у него лучших качеств: «Подчиняйтесь и проявляйте послушание вашему правителю, даже если им будет раб-эфиоп, голова которого подобна черной изюмине».
6. О критике и наставлении для несправедливых командиров: «Поистине, величайший джихад (или ценнейший джихад) — справедливое слово или слово правды (с повелением благого или порицанием запретного), сказанное несправедливому имаму».
7. О запретности выхода против несправедливых имамов: «Будут над вами [править] правители, [неправедность]которых вы познаете [на себе], и будете выражать им порицание. Тот, кто будет выражать им порицание, – тот будет непричастен, а тот, кто почувствует к ним отвращение, – тот спасется, но того, кто будет доволен ими и станет следовать им [в их здодеяниях], – того Всевышний Господь отдалит от Себя. Ему сказали на это: «Разве не следует нам сражаться с ними?» А Посланник Аллаха сказал: «Нет, пока они совершают намаз».
8. О воздаянии для справедливого имама: «Семерых укроет Аллах в своей тени в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его: справедливого правителя…».
9. О воздаянии для несправедливых имамов: «Из людей самое суровое наказание в День Суда получит несправедливый имам»; «Две группы из моей уммы не получат моего заступничества: несправедливые правители и вводящие дурные новшества».
10. Об условии для свержения имама: «Если только вы увидите явное неверие (со стороны правителя), на которое у вас есть довод от Аллаха».
Это краткое изложение священных текстов, в которых содержатся основные принципы устройства исламского общества и взаимоотношений между подчиненными и их руководством на всех уровнях. Все нюансы и подробности изложены учеными в книгах по исламскому праву. Некоторые ученые посвятили данной теме отдельные труды. Например, «аль-Ахкам ас-Султанийа» имама аль-Маварди или «ас-Сияса аш-Шар’ия» ибн Теймийи.
И еще одна глубокая мысль, которую я услышал от ханафитского ученого из аль-Азхара, потомка Пророка (мир ему и благословение) шейха Ахмада Махмуда аш-Шарифа: «Политика не должна быть Каабой, вокруг которой вращается весь Ислам. В Исламе есть положения, которые играют более первостепенное значение, как, например, очищение сердца от порочных качеств».
Leave a Reply