Недавно в одном из населённых пунктов Ингушетии произошёл глупый случай, каковых не должно происходить. Этот случай ярко демонстрирует уровень духовного развития некоторых людей. На мероприятии, посвященном восхвалению Посланника Аллаха (мир ему и благословение), несколько людей в присутствии около 40 человек решили, ловя на себе косые взгляды остальных, демонстративно не вставать там, где это обычно принято во время чтения мавлида, по всей видимости таким образом проявив весь свой религиозный пыл, вне всяких сомнений направленный не в то русло. Посему я бы хотел пролить свет на вопрос вставания во время мавлида и развеять некоторые связанные с ним мифы, изложив подлинную суть вещей.

Как известно, во время чтения мавлида люди встают при чтении следующих стихов:

“Послушайте! Мать Гордости Вселенной (Амина) забеременела и она вынашивала Пророка (мир ему и боагословение), не испытывая ни боли, ни печали.
Когда настало время появления на свет Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Аминат окружили Марьям, Асият и райские гурии.
У Амины начались схватки, но при родах она не испытала боли.
И появился на свет Мухаммад (мир ему и благословение), окутанный нуром.

Приветствие тебе, о дед Хусейна!
Приветствие тебе, о Посланник Аллаха!

Все сущее на земле засияло, радуясь его появлению.
Даже высохшие деревья зацвели и стали плодоносить”.

Затем автор распространенной у нас поэмы, восхваляющую Пророка (мир ему и благословение), шейх Хусейн Джамал ал-Лайла сам же объясняет смысл этого действа в этих же стихах:

“Ученые посчитали благим вставание при упоминании момента рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха), проявляя тем самым почтительность к нему. И ученые упоминают, что он присутствует (своей душой) в этот момент”.

Всё! Вот и весь смысл этого действа! Мусульмане встают, вспоминая момент рождения Милости Аллаха (мир ему и благословение), подчеркивая значимость этого момента и выражая свою почтительность, потому как проявление почтения к Пророку (мир ему и благословение) любыми незапрещенными способами является установленным в Шариате, а вставание является одним из таких способов, сам Пророк (мир ему и благословение) вставал из почтения перед другими и повелевал это своим сподвижникам. Более того, Пророк (мир ему и благословение) вставал даже перед похоронной процессией немусульманина. Шейх Али ибн Бурхан-уд-Дин аль-Халаби аш-Шафии сказал: «Вставание при упоминании имени Пророка ввел имам Такиюд-дин ас-Субки. Однажды он перед собравшимися учеными начал цитировать слова аль-Бусайри: “Мало хвалы Пророку , даже если его имя будет написано золотом, следует вставать при упоминании его имени”, произнося эти слова, ас-Субки встал, его примеру последовали и другие”.

Более подробно данный вопрос разъяснил великий учёный из Мекки, потомок Пророка (мир ему и благословение) шейх Мухаммад аль-Алави в своей книге, посвящённой вопросу законности мавлида, выдержки из которой я и цитирую:

“Что же касается вопроса вставания на мавлиде Пророка (мир ему и благословение) при упоминании о его рождении и появлении на этот свет, то некоторые люди имеют об этом ложное представление, в пользу которого, насколько я знаю, они не находят у ученых-богословов никаких доводов и основы, но заимствуют их у некоторых невежественных лиц, которые приходят на мавлид и встают вместе с другими присутствующими. Это плохое мнение заключается в том, что они думают, что люди встают, будучи убежденными в том, что в те моменты Пророк (мир ему и благословение) физически приходит на собрание. Другие же имеют еще худшее представление об этом, считая, что приятные запахи на мавлиде предназначены для Пророка (мир ему и благословение), что вода в центре собрания предназначена для того, чтобы Пророк (мир ему и благословение) испил ее. Подобные мысли не приходят в голову разумного мусульманина. Поистине, мы не причастны ко всему этому,
так как в них они осмеливаются принижать величие и степень Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Они содержат их решение относительно благословенного тела Пророка (мир ему и благословение) с таким
убеждением, которое не имеет никто, кроме безбожника, в них и вопросы, касающиеся Барзаха, которые не ведомы никому, кроме Всевышнего Аллаха.
Пророк (мир ему и благословение) превыше всего этого, совершеннее и не достоин того, чтобы о его сущности говорили, что он выходит из своей могилы и приходит своим телом на такие-то собрания и в такой-то час.
Я скажу следующее: это самая настоящая клевета и измышление, в котором содержится дерзость, бесстыдство, наглость, непристойность и мерзость, которые могут исходить только от ненавидящего завистника или
упрямого невежды.
Да, мы, поистине, убеждены в том, что Пророк (мир ему и благословение) жив
совершенной жизнью Барзаха, достойной его величия и степени. И в соответствии с той высшей, совершенной жизнью, его дух (равхани), да благословит его Аллах и
приветствует, странствует, путешествует в невидимом для нас мире (‘алям аль-малякут) Всевышнего Аллаха. И равхани Пророка (мир ему и благословение) может приходить на благочестивые маджлисы, места, где упоминается о нем, изучаются религиозные науки и т.п. Так же это могут делать и души праведных, искренне верующих людей, следовавших во всем Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Имам Малик (да смилуется
над ним Аллах) сказал: «До меня дошло, что душа путешествует, отправляется туда, куда она захочет».
Также сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Сальман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) говорил: «Души правоверных находятся на Барзахе от земли (т.е. в потустороннем мире), они отправляются туда, куда захотят». (Так написано в книге «Рух» ибн Каййима).
Узнав обо всем этом, ты осведомлен, что вставание на мавлиде Пророка (мир ему и благословение) не является ни обязательным, ни сунной, и нельзя никогда иметь подобное убеждение. Вставание – это действие,
посредством которого люди выражают свою радость и уважение к благородному Пророку (мир ему и благословение). Когда упоминается о рождении, появлении на этот свет Пророка (мир ему и благословение), люди, слушающие эти повествования, в тот момент представляют
себе, что вся Вселенная находится в восторге, радуется
этому великому благу, и они встают, проявляя эту радость, выражая ее. И это вопрос, связанный только с традицией, введенной учеными-богословами, а не религиозная проблема. Ведь вставание на мавлиде не является ни поклонением Всевышнему, ни предписанием Шариата, ни Сунной, это лишь благая традиция, введённая людьми.
Вставание практикуется во всех странах и городах, и его одобрили мусульманские ученые-богословы на востоке и на западе. Целью его является возвеличивание хозяина благочестивого мавлида – Про-
рока (мир ему и благословение). Поистине, то, что мусульмане одобрили, является принимаемым и перед Аллахом, а то, что они посчитали
мерзким и недостойным, является мерзким и для Всевышнего Аллаха, как об этом упомянуто в указанном вы-
ше хадисе от ибн Мас’уда.

…Поистине, вставание перед достойными людьми – учеными и праведниками – разрешено и
является законным действом, подтвержденным многими
аргументами из благородной Сунны. Имам ан-Навави посвятил данной теме отдельную главу, его поддержал и
ибн Хаджар, который опровергнул слова Ибн аль-Хаджа, выступавшего против имама ан-Нававий и написавшего также главу под названием «Раф‘ аль-малями ‘ан аль-
каили бистихсани аль-киями».
…В достоверном хадисе, переданном
имамами аль-Бухари и Муслимом, говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал ансарам: «Встаньте навстречу вашему господину».
Это вставание в знак уважения и возвеличивания нашего господина Са‘ада, да будет доволен им Аллах, и оно не потому, что он был больным, ибо в противном случае, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал бы: «Встаньте навстречу
вашему больному!».
…Из пути Пророка (мир ему и благословение) было то, что он вставал в знак уважения, возвеличивания и доброго обхождения с тем, кто заходил к нему, подобно тому, как он встал навстречу своей дочери госпоже Фатиме (да будет доволен ею Аллах), тем самым одобрил и деяние (вставание), совершенное ею для возвеличивания его. Он велел ансарам встать навстречу их старшему. Эти поступки Пророка (мир ему и благословение) указывают на законность, дозволенность вставания, а Посланник же Аллаха (мир ему и благословение) больше всего заслуживает того, чтобы его возвеличивали.
…Некоторые говорят, что это, якобы,
было только при жизни Пророка (мир ему и благословение) и в его присутствии, а при совершении мавлида он не присутствует. Ответом этому будет то, что читающий благочестивый мавлид воспроизводит в своем уме образ Пророка (мир ему и благословение) путем представления его благородной сущности. Подобное представление чего-либо восхваляемо и требуемо. Разум искреннего мусульманина во все времена должен быть занят мыслями о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение), дабы усовершенствовать свое подражание ему, увеличить, усилить свою любовь к нему и подчинить свое желание тому, с чем пришел Пророк (мир ему и благословение). Люди встают, выражая свое уважение, почтение и признательность этому имеющему место в их душах представлению о личности великого Посланника Аллаха (мир ему и благословение), ощущая величие этого знаменательного случая,
значимость, достоинство места. И это, как мы уже упоминали, деяние, связанное с традицией людей, а такое
представление образа Пророка (мир ему и благословение) тем, кто его поминает, обязательно влечет за собой усиление возвеличивания им Посланника Аллаха (мир ему и благословение)”.