Разное

Мнение 4-х мазхабов о произношении намерения вслух

Можно заметить, что со стороны безмазхабников нам периодически навязывается мнение о том, что не нужно произносить намерение на какое-либо поклонение вслух, а то и вовсе, что это является нововведением, при этом всегда оперируя цитатами из книг ибн Теймийи. Мнение ибн Теймийи не принято в его родном ханбалитском мазхабе, не говоря уже о других мазхабах, говорящих о желательности произношения его вслух. У намерения есть обязательные элементы, от упоминания в сердце которых зависит действительность этого намерения, а также есть желательные элементы, упоминание которых делает намерение более полноценным. Среднестатистическому человеку немного затруднительно сразу вспомнить обо всех этих элементах в сердце, поэтому ученые посчитали желательным произношение намерения вслух, дабы помочь сердцу воспроизвести все эти элементы. Признанный в исламском мире ученый шейх Вахба аз-Зухайли, разъясняя данный вопрос в книге по сравнительному праву «аль-Фикху аль-Исламий ва адиллятуху», говорит: «Целью намерения является отличение поклонения от обычая». В другом месте в этой же книге он говорит: «Местом намерения во всех положениях в обязательном порядке является сердце по единогласному мнению всех ученых-правоведов. Безусловно не является достаточным просто произношение и безусловно не является произношение намерения обязательным условием, но по мнению большинства ученых, кроме маликитов, это желательно с целью помочь сердцу воспроизвести это намерение, чтобы речь содействовала вспоминанию». Поясняя же мнение маликитов, шейх Вахба аз-Зухайли говорит: «Маликиты ( см. «аш-Шарх аль-Кабир» имама ад-Дардира с субкомментарием ад-Дусуки, 1/233, 520; «аш-Шарх ас-Сагир с субкомментарием ас-Сави», 1/303-305; «аль-Каванийн аль-Фикхиййа», стр.57; «Бидаят аль-Муджтахид», 1/116) сказали: «Произношение намерения вслух является дозволенным, но предпочтительнее не делать это в намазе и других поклонениях»; «…кроме как для того, кого одолевают наущения Шайтана, для него произношение вслух является желательным с целью прогнать неясность»». В 45-томной «Кувейтской энциклопедии исламского права», подготовленной группой выдающихся ученых, также говорится:
«С мнением большинства ученых о том, что местом намерения является сердце, связаны две вещи:
1. Произношения языком без намерения в сердце недостаточно. Если то, что было на языке, и то, что было в сердце, разнится, то в рассчет берется то, что было в сердце. Если человек сделал намерение сердцем совершить полуденный намаз, а языком послеполуденный, или сделал намерение сердцем совершить хадж, а языком произнес ‘умру, или наоборот, действительным для него будет то, что было в сердце. Маликитский ученый имам ад-Дардир сказал в «аш-Шарх аль-Кабир» (1/234): «Если произнесенное им противоречит его намерению, то в рассчет берется намерение в сердце, а не произнесенное. Это так, если подобное случилось по невнимательности. Если же подобное случилось намеренно, то он проявил недобросовестность к намазу и его намаз становится недействительным»;
2. Произношение намерения вслух вместе с намерением в сердце не является обязательным условием для всех разновидностей поклонений.

Затем ученые-правоведы разделились во мнениях относительно вердикта Шариата для произношения намерения вслух. Избранное мнение ханафитов (см. «Аль-Ашбах» ибн Нуджейма, стр.48), мнение шафиитов (см. «Мугни аль-Мухтадж» аль-Хатыба аш-Ширбини, 1/57) и принятое мнение у ханбалитов (см. «Кашшаф аль-Кина’и» имама аль-Бахути, 1/87) гласит, что произношение языком намерения в поклонениях является желательным за тем, чтобы язык и сердце соответствовали друг другу.
Некоторые ханафиты (см. «Аль-Ашбах» ибн Нуджейма, стр.48) и некоторые ханбалиты (см. «Кашшаф аль-Кина’и» имама аль-Бахути, 1/87) придерживались мнения о том, что произношение намерения вслух является нежелательным.
Маликиты же сказали о дозволенности в поклонениях произношения намерения вслух , но предпочтительнее не делать это, кроме как для того, кого одолевают наущения Шайтана, для него же это является желательным, чтобы прогнать от себя неясность» (см. «аш-Шарх аль-Кабир» имама ад-Дардира, 1/233-234; «аш-Шарх ас-Сагир маа хашияти ас-Сави», 1/304)»».

Leave a Reply


*

Theme by Anders Norén