Новости, Фикх

Может ли мусульманин праздновать свой день рождения?

Допустимо ли мусульманину праздновать свой день рождения?

Ответ секретариата фетвы Дома фетвы Египта: «По Шариату нет никаких препятствий для этого из-за наличия в нем напоминания о даре Аллаха человеку в виде его сотворения, при этом не считая это шариатским праздником и не называя его так, а также проводя данное празднование без запретных действий, как, например, смешение посторонних людей противоположных полов, оголение обязательных для прикрытия частей тела и других подобных этим запрещённых Шариатом действий, прислушиваясь в этом праздновании к аяту Всевышнего Аллаха, повествующего от имени нашего господина Ийсы (мир ему): «Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я умру, и в тот, когда я буду воскрешён живым» (сура “Марьям”, аят 33), а также тому, что передается имамом Муслимом в своем достоверном сборнике от Абу Катады аль-Ансари о том, что Пророка (мир ему и благословение) спосили о посте в понедельник, на что он сказал: “Это день, в который я родился и в который я был послан [как Пророк] или мне было ниспослано [Божественное вахью]”, тем самым Пророк (мир ему и благословение) указал на смысл, который предполагает шариатский вердикт, согласно которому день рождения человека — это день ниспослания милости (ни’мата), требующей проявлять благодарность за нее. Подобно этому хадис указал на дозволенность празднования дней нисхождения всякой из милостей: и рождение, и ниспослание Божественного вахью и благородной миссии являются дарами, которые требуют быть благодарным за них в дни, в которые они были ниспосланы.
Прислушиваясь в проявлении радости любому Божественному дару из благодарности ко Всевышнему Аллаху к общему смыслу слов Всевышнего: “Скажи: “Щедрости Аллаха и Его милости пусть они возрадуются”, 10:59.
Для близких и друзей хозяина мероприятия допустимо участвовать в этом праздновании, потому как в этом есть вселение радости в его сердце, а это из желательных по Шариату действий.
Ибн Шахин передал в книге “ат-Таргийб” по неплохой цепочке от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что он сказал: “Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили, какое из деяний самое ценное, на что он сказал: “Если ты вселишь в своего брата-му’мина радость, или погасишь его долг, или накормишь его хлебом”. Этот хадис подтверждают приводимый ат-Табарани в “аль-Му’джам аль-Авсат” по слабой цепочке от Умара ибн аль-Хаттаба хадис, что он сказал: “Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили, какое из деяний самое ценное, на что он сказал: “Если ты вселишь в своего брата радость, утоля его голод, прикрыв его наготу или исполнив его нужду”, а также приводимый ибн Вахбом в его сборнике хадис от Мухаммада ибн Муслима о том, что до него дошло, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Из самых ценных деяний после обязательных предписаний — вселение радости в верующего”.
Ибн Аби Шейба и ибн Джа’д приводят по слабой цепочке от ибн аль-Мункадира, что у него спросили, какое из деяний ему наиболее любимо, и он сказал: “Вселение радости в верующего”. Ему сказали: “Что еще ты находишь приятным?”, и он сказал: “Делать добро братьям!”.
Если празднование особенных событий подпадает под шариатскую основу как проявление благодарности за оказанную милость, рассказ о ней, воспоминание дней и вселении радости в сердца верующих,
то вердикт Шариата относительно данной основы будет распространяться и на это празднование, оно избежит того, чтобы быть порицаемым нововведением согласно тому определению понятия “бид’а”, что установили ученые-правоведы и ученые основ исламского права и в соответствии с которым проистекала практика уммы во все времена.
А Аллах, Пречист Он и Велик, знает лучше.

Leave a Reply


*

Theme by Anders Norén