Шейх Саид бин Абдуль Латиф Фуда – одарённый учёный в области ильм аль-калам, логики и усуль аль-фикх, один из лучших современных знатоков учения ибн Таймийи, шафиит в фикхе, ашарит в акыде.

Шейх родился в 1967-м году в городе Хайфа (Палестина), в раннем возрасте он переехал с родителями в Амман (Иордания), где живёт и преподаёт по сей день.

Образование

Шейх начал учиться в очень раннем возрасте. Сначала он изучал шафиитский фикх, грамматику арабского языка, прочёл большую часть Корана с шейхом Хусейном аль-Зухайри, да смилуется над ним Аллах, и закончил чтение с его сыном.

Затем учитель шейха Фуды отправил его к шейху Саиду аль-Анбатави, да смилуется над ним Аллах, обладающему глубокими познаниями в канонических способах чтения Корана. За время обучения у аль-Анбатави он выучил «Тухват аль-Атфаль» и «Аль-Джазария» (известные матны по науке таджвид). Потом под руководством учителя шейх Фуда выучил две трети Корана, матны по акыде «Харида аль-Багия» и «Джаухарат ат-Таухид». В тот период шейх Саид аль-Анбатави не преподавал таухид никому, кроме шейха Саида, ввиду его сосредоточенности и рвения к этой науке. Однажды шейх аль-Анбатави принёс ему комментарий к книге «Харида» Ахмада Дардира и попросил шейха Саида сделать краткое изложение этого текста для студентов, а затем дал ему разрешение на преподавание этого текста. Под руководством шейха аль-Анбатави Саид Фуда также изучил основы чтения Варш.

Некоторое время спустя Саид Фуда начал преподавать акыду, усулюль-фикх и грамматику. В это время он начинает обучение у шейха Ахмада Джамаля, который много сделал для защиты убеждений Ахлю-с-Сунна как в Иордании, так и за её пределами. Под его руководством шейх Саид изучил примерно три четверти книги по ханафитскому мазхабу «Китаб аль-Ихтияр» аль-Маусыли. Шейх Ахмад Джамаль по сей день остаётся устазом Саида Фуды.

Среди других его учителей – верховный муфтий Иордании шейх Нух аль-Куда, с которым Саид Фуда изучил часть шарха на «Минхадж» имама Навави и с которым до сих пор поддерживает связь.

Также Саид Фуда поддерживает отношения с ученым-мухаккиком шейхом Ибрахимом Халифой – потомком саляфов, крупным знатоком тафсира, усуля, риторики и грамматики. Шейх Ибрахим Халифа и поныне остаётся одним из ориентиров Саида Фуды. Именно он приказал ему выступить против приверженцев нововведений, сошедших с пути Ахлю-с-Сунна. Он дал Саиду Фуде иджазу по многим наукам, в частности, таких, как тафсир, трактовка хадисов, таухид, усуль, логика и риторика. Шейх Ибрахим Халифа уточнил, что никому ранее не давал иджазы подобного рода.

Саид Фуда поддерживает прочную связь со множеством крупных учёных, таких, как Абдуль Хади аль-Харса, Адиб аль-Каллас в Сирии, Абдуль Кадир аль-Ани из Ирака (ученик шейха Абдуль Карима аль-Мударриса), муфтий Египта шейх Али Джума, Абдуль Баит аль-Каттани и доктор Умар Камиль. Он также встречался с благородным шейхом Мухаммадом Салихом аль-Гасри из Турции и вёл переписку с шейхом Вахбой аль-Гауджи, который одобрил его работы и посоветовал ему написать несколько книг в защиту мазхаба Ахлю-с-Сунна и дать отпор людям, которые нападали на имама Рази. Кроме того, он долгие годы находится в длительных тёплых отношениях с благородными шейхами Хабибом Умаром бин Хафизом, Хабибом Али аль-Джифри и другими учёными Йемена.

Шейх Саид получил также светское образование. Он учился на электротехническом факультете Университета науки и техники Иордании (по специальности электронные средства связи). Шейх Саид Фуда учился в магистратуре Университета Иордании по специальности акыда. После этого он защитил докторскую работу. Шейх Саид Фуда свободно владеет английским и итальянским языками.

Написанные им работы:

Шейх Саид Фуда написал множество книг в защиту истинных убеждений Ахлю-с-Сунна – комментарии, пояснения и опровержения.

Опубликованы следующие его работы:

● Аль-Кашиф ас-сагир ан акаид ибн Таймийя (посвящена учению Ибн Таймийи) 2.
● Рисалат фи радд аля ибн Таймийя (комментарий к книге «Ихмими», которая посвящена убеждению ибн Таймийи в бесконечности цепи творения).
● Тахзиб шарх ас-Санусийя Умм аль-Барахин (краткий комментарий к матну по акыде имама Сануси)3.
● Таид аль-мантик (в защиту логики)4.
● Накд ат-тадмюрийя (критика работ ибн Таймийи по вопросам вероубеждения)5.
● Аль-Муяссар шарх ли-матн ас-Суллам аль-мунаврак фи ильмуль-мантик аль-Ахдари (разъяснение матна по логике «Ас-Суллам»)
● Китаб мисбах аль-Арвах фи усуль ад-дин лиль-имам аль-Байдави (редакция работы имама аль-Байдави по ильмуль-калам)7.

Книги, которым ещё предстоит публикация:

● Шарх аль-Акыда ат-Тахавийя (комментарий к матну по акыде имама Тахави).
● Аль-Кашиф ас-сагир ан маваки аль-галят фи китаб аль-фаляйсуф Ибн Рушд (опровержение книги Ибн Рушда «Манахидж аль-Адилля»)
Книги по науке таухид.
● Аль-Бидайя фи усулюль-фикх.
Мухтасар книги имама Газали «Непоследовательность философов».
● Комментарий к книге имама Газали «Аль-Иктисад филь итикад».
● Комментарий к Аль-Мукаддимат аль-Арбаа.
● Комментарий к «Аль-Мухакамат» Муллы Абдуррахмана аль-Джами с толкованием аль-Лараи.
● Многочисленные комментарии к шарху ат-Тавали аль-Асфахани на «Минхадж».
● Комментарии к «Тахзиб аль-мантик валь-калам» Саада ат-Тафтазани.
● Комментарии к шарху «Аль-Мукаддимат» ас-Сануси.
● Комментарии и критика книг «Бидаят аль-хикма» и «Нихаят аль-хикма» шиитского философа аль-Табатабаи.
● Комментарии и критика шарха «Хидая аль-хикма» и «Хаякаль ан-нур» шиита Сухраварди (не путать с суфием ас-Сухраварди).
● Толкование «Шарх аль-Варакат» имама Джувейни.
Основанный на усуле комментарий к сорока хадисам имама Навави.
● Комментарий к сборнику сорока хадисов аль-Гумари.

Шейх Саид также является автором кратких изложений и комментариев ко многим другим книгам учёных Ахлю-с-Сунна, например, к книге «Аль-Маалим фи усуль ад-дин» имама ар-Рази. Кроме того, он написал множество небольших статей и опровержений:

● Опровержение книги Сафара аль-Хавали («Манхадж аль-ашаира»).
● Опровержения нескольких статей Али аль-Халяби.
«Ан-Накд аль-Кавим» (опровержения некоторых сочинений ибн Таймийи, включая его работу о безначальной цепи творения с комментарием к хадису от Имрана бин Хусейна)9.
● «Минах аль-вадуд фи баян мазхаб вахдат аль-вуджуд» (исследование вопроса вахдат аль-вуджуд с позиции ашаритов)10.
● Работа, раскрывающая смысл связей (тааллюкат) атрибутов Аллаха.
● Статья-комментарий к работе Ибн Камаля Паши по вопросу расхождений между ашаритами и матуридитами.
● Опровержение взглядов Насра Хамида Абу Зайда (неомутазилита, которого светский суд Египта признал вероотступником).
● Несколько опровержений работ христианских авторов.
Опровержения некоторых философов (Кант, Гегель) и философских учений (диалектический материализм).

Составлено по материалам:http://cb.rayaheen.net/showthread.php?tid=16107&action=first

2. Выдержки: http://www.al-razi.net/website/kashef/alkashef.htm
3. Выдержки: http://www.al-razi.net/website/PDF/alsanousya.pdf
4. Полный текст: http://www.al-razi.net/website/PDF/Mantiq.pdf
5. Выдержки в переводе:http://www.marifah.net/articles/affirmationandnegatio..
6. Полный текст:http://www.daraleman.net/uploads/MuyasarManteqFoudeh
7. Доступна по ссылке: http://www.sunnipubs.com/index.php?page=shop.product_..
8. Выдержки: http://www.al-razi.net/website/pages/ibnroshd.htm
9. Выдержки: http://www.al-razi.net/website/pages/alrad.htm
10. Выдержки: http://www.al-razi.net/website/pages/m23.htm